Машина — тоже товар. Как вернуть деньги за купленный автомобиль

Машина — тоже товар. Как вернуть деньги за купленный автомобиль

Суды довольно часто выносят решения в пользу покупателей некачественных машин. Но чтобы добиться выплат потребителям приходится тратить несколько лет!

Фото: Autonews.ru

Читайте также



LADA
2 февраля

От Monster до Vlada. 8 самых дорогих и крутых Lada Niva

Статьи
7 февраля

Как может выглядеть новая большая Lada: первые изображения флагмана

Статьи
27 января

Когда покупать машину в 2022 году. Важные советы от эксперта

Статьи
27 января

«Кузов из фольги». Чем недовольны покупатели популярных автомобилей

В январе 2022 года Верховный суд РФ в кассационном порядке рассмотрел две жалобы потребителей в спорах с ПАО «АвтоВАЗ».

В первом случае женщина купила в кредит автомобиль «Лада Веста» в 2017 году, но обнаружила в нем производственные недостатки. По словам владелицы, использовать она машину больше не могла. В 2020 году женщина отказалась от машины и предъявила изготовителю претензию о возврате стоимости товара.

Борьба за свои деньги

В первый раз требования были удовлетворены лишь частично: «АвтоВАЗ» выплатил стоимость товара и убытки в виде разницы между ценой по договору и ценой аналогичного автомобиля в настоящее время. Но неустойку, затраты на допоборудование, проценты по кредиту и компенсацию морального вреда компания не покрыла. Тогда женщина снова обратилась в суд, где ее иск удовлетворили, но тоже частично. В итоге ей пришлось обращаться в Верховный суд, чтобы вернуть уплаченные проценты по кредиту.

В Определении ВС РФ указано: «Передав продавцу сумму полученного кредита с целевым назначением на приобретение товара ненадлежащего качества, потребитель фактически лишается возможности использовать как сумму кредита, плату за которую он вносил в банк в виде процентов, так и товар, приобретенный с использованием данных денежных средств, из чего следует, что уплаченные банку проценты по договору потребительского кредита являются убытками потребителя (реальным ущербом), ответственность по возмещению которых несет изготовитель некачественного товара».



Рейтинги
4 января

Самые надежные машины 2021 года. Рейтинг



Видео
24 августа 2018

«Даже в новых машинах из салона бывают скрытые дефекты»

Указанные нормы не были учтены судами при рассмотрении дела, отмечено в судебном акте: «Допущенные нарушения являются существенными, поскольку привели к неправильному разрешению спора, и они не могут быть устранены без отмены судебных постановлений и нового рассмотрения дела». В итоге ВС направил дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.


Фото: АвтоВАЗ

Второе дело, которое рассматривал Верховный суд, также связан с маркой Lada. Женщина приобрела автомобиль в 2018 году за 619 900 рублей и вскоре обнаружила дефекты. По ее словам, поломку исправили по гарантии, но она появлялась вновь. В феврале 2020 году девушка потребовала отдать ей деньги назад. Машину забрали, но деньги за некачественный товар не возвращали.

В апреле владелица обратилась в суд. После этого еще до заседаний «АвтоВАЗ» выплатил 724 900 рублей. Но суд еще и обязал завод заплатить неустойку и штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований (суммарно 1 450 900 рублей). Изготовитель не согласился с этим и подал жалобу в Верховный суд, который на сей раз встал на сторону производителя и направил дело на новое рассмотрение (в части суммы штрафа и неустойки). 

В ответе на запрос Autonews.ru «АвтоВАЗ» сообщили, что им нечего добавить к опубликованным решениям судов.

Суды с автопроизводителями

Владельцы машин достаточно часто подают в суд и выигрывают дела, рассказывает автоюрист Дмитрий Дугин. «Согласно разъяснению Верховного суда, кто изготовил товар, либо продал, тот и обязан доказывать, что он надлежащего качества, обладает всеми необходимыми гарантиями по качеству и отвечает иным предъявляемым требованиям», — объясняет юрист.

По словам председателя Московского общества защиты потребителей Антона Недзвецкого, иски о защите прав потребителей удовлетворяются примерно в 80% случаев. Что касается исков о ненадлежащем состоянии автомобилей, то эта цифра немного меньше. Ведь в таких делах от ответчиков — автопроизводителей и дилеров — часто выступают опытные юристы. «В этих процессах фигурируют большие суммы, поэтому тут статистика не так радужна, но, думаю, что большая часть исков удовлетворяется», — добавляет Недзвецкий.


Фото: Autonews.ru

Сказать, что покупатели подают претензии к дилерам и автопроизводителям чаще к концу гарантийного срока — нельзя, отмечает Недзвецкий. «У кого-то в машине существенный недостаток выявляется в первые несколько месяцев эксплуатации, у кого-то — в первые 15 дней, а у кого-то может и к концу гарантийного срока», — говорит эксперт. Помимо этого, согласно статье 18 Закона о защите прав потребителей, можно требовать замены или возврата стоимости, если автомобиль находился на ремонте в совокупности более 30 дней в течение каждого года гарантийного срока.

Защита от подорожания

«Покупатели могут просить взыскать разницу между старой ценой, по которой машина была куплена год или два назад, и новой. «Но иногда у судов возникает сложность, когда определенная модель какого-то производителя снята с производства. Тогда суд ищет в модельной линейке аналогичную модель», — поясняет Дмитрий Дугин.

Что касается случаев обвинения водителей в фальсификации недостатков, то такие случаи в действительности встречаются редко, рассказывает Недзвецкий. «Я не исключаю, что есть мошенники. Как и в любом деле, в любой сфере существуют мошенники которые пытаются сфальсифицировать доказательства. Их нужно ловить и привлекать к уголовной ответственности. Но это не имеет массового характера. В основном, на суды идут добросовестные граждане, которые хотят защитить свои права», — отмечает юрист.

  • «Кузов из фольги». Чем недовольны покупатели популярных автомобилей
  • «Китайцы» наступают. 5 самых продаваемых кроссоверов из КНР в России
  • Девять недорогих кроссоверов (до 1,5 млн). Что выбрать в 2022-м